SOLID PROF GROUP - Оптовая продажа автозапчастей на европейские, японские и корейские автомобили в Казахстане, России, Белорусии
Оптовые продажи автозапчастей

Танец вприсадку

5 августа 2014

Несмотря на то, что сегодня на рынке представлен весьма солидный ассортимент автомобильных масел, являющихся компонентно законченными продуктами, к которым, казалось бы, уже нечего добавить, тем не менее, полки автомагазинов и прилавки авторынков ломятся от всевозможных присадок к ним.

Что интересно, все эти чудо-добавки, произведённые как известными фирмами, так и разлитые по флаконам непонятно где и непонятно кем, в один голос гарантируют восстановление почти «убитого» двигателя: повышение компрессии, уменьшение дымности, восстановление изношенных деталей и пр., пр., пр. Верить – не верить?

Присадки – это что?

Присадки – это химически активные вещества, которые добавляются в масло для улучшения его характеристик или придания новых свойств. Например, антиокислители повышают стойкость масла к старению. Антиизносные присадки снижают трение в деталях двигателя. Моющие – придают маслу свойства промывочного. И т. д.

Надо помнить, что в современных готовых моторных маслах доля присадок в среднем уже составляет 15-25%.

Присадки изменяют свойства минеральной или синтетической основы моторных масел. Необходимость этого вызвана характером развития современных двигателей внутреннего сгорания, у которых постоянно возрастают требования к маслам, отличающихся друг от друга по тепловой напряженности, типу применяемого топлива (дизельное или бензиновое) и характером эксплуатации.

Любой уважающий себя производитель обязательно применяет в своих маслах определённый пакет присадок, среди которых: моющие (очищающие и диспергирующие), загущающие, депрессорные, противопенные, противоизносные, антикоррозионные, антиокислительные. К примеру, поскольку при работе дизельного двигателя образуется повышенное количество углеродистых отложений, масло для этих агрегатов должно выделяться хорошими моющими и диспергирующими свойствами. А вот для продолжительной работы современных двигателей с турбонаддувом требуются добавки, повышающие температурную устойчивость масла и его сопротивляемость окислению.

  • Однако если вы всё-таки решили собственноручно добавить в масло какую-либо присадку, то: во-первых, убедитесь, что оба продукта (масло и присадка) точно совместимы, во-вторых, добавляйте ровно столько, сколько советует аннотация (а не вливайте всю банку, надеясь, что «кашу маслом не испортишь»). И не покупайтесь на дешёвый продукт неизвестного происхождения, чтобы вместо улучшения «самочувствия» двигателя не констатировать его скоропостижную кончину.

Теперь немного конкретики: что и для чего добавляют производители моторных масел

Моющие присадки

Моющие присадки нужны для предотвращения образования лаковых и сажевых отложений на деталях двигателя. Они, как правило, состоят из очищающих компонентов, которые вымывают продукты окисления масла и износа деталей и направляют их в фильтр, и диспергирующих, способствующих дроблению крупных частиц нагара на мелкие.

Диспергирующие добавки удерживают грязь в мелкодисперсном состоянии и не дают ей слипнуться в более крупные новообразования и пригореть к металлу. Конечно, такое грязное масло проходит по всей системе смазки, практически не задерживаясь в фильтре. Но лучше так, чем осаждение шлама на металле. Замечали, что после того, как заменишь масло, чуть-чуть поездишь, оно быстро становится чёрным. Это результат работы моющих присадок, входящих в состав моторного масла. В данном случае чернота масла свидетельствует о высокой моющей способности его присадок – грязь смыта со стенок, доведена до безопасной консистенции, и теперь безопасно гоняется по системе смазки.

Моющие присадки добавляют в масла очень солидными дозами – до 15-20% общего объёма.

Вязкостные присадки

Для придания маслу хороших вязкостно-температурных свойств в него вводят загустители. Механизм их действия основан на изменении формы макромолекул полимеров в зависимости от температуры. В холодном состоянии эти молекулы, будучи свернутыми в спираль, не влияют на вязкость масла, при нагреве же они распрямляются, и масло как бы густеет.

Масла, в состав которых входят вязкостные присадки (до 10%), называют загущенными – это зимние и всесезонные сорта.

Антиокислительные присадки

Антиокислительные присадки замедляют окисление масел и неизбежно следующее за ним образование коррозионно-активных осадков. Антиокислители делятся на присадки-ингибиторы, работающие во всем объёме масла, и на термоокислительные присадки, активные только в рабочем слое на нагретых поверхностях.

Содержание в масле – до 3%.

Депрессорные присадки

Депрессорные присадки (до 1%) вводят в масло для понижения температуры его застывания. Они предотвращают образование парафиновых кристаллов и, соответственно, загущение масла при низких температурах.

Противоизносные и противозадирные присадки

Противоизносные и противозадирные присадки (до 2%), содержащие хлор, фосфор и серу, предназначены сохранять устойчивость масляной плёнки между трущимися деталями двигателя.

Антикоррозионные присадки

Концентрация этих присадок в масле обычно не превышает 1%. Многие автомобилисты часто путают их с антиокислителями. Это совершенно разные вещи. Антиокислительные присадки, как я уже говорил, защищают от окисления само масло. Антикоррозионные же защищают поверхность металлических деталей. Они способствуют образованию на металле прочной масляной плёнки, предохраняющей его от контакта с всегда присутствующими в объёме масла кислотами и водой.

Противопенные присадки

Данные продукты не растворяются в моторных маслах, а присутствуют в виде мельчайших капелек. Их действие основано на разрушении пузырьков воздуха. Обойтись без этих присадок практически невозможно, но их присутствие не должно превышать тысячных долей процента, так как при термическом разложении силикона образуется оксид кремния, который является сильным абразивом.

Присадки вводятся «пакетом», и в зависимости от того, чего в нём больше, меняются свойства масла.

Кроме того, каждый уважающий себя производитель непременно вносит в рецептуру ещё и специальный набор присадок, обеспечивающих правильную работу конечного продукта в конкретном типе двигателя: дизельном, турбированном, спортивном высокооктановом и т. д., и т. п.

  • Важно помнить, что каждая присадка (как антибиотик для человеческого организма) оказывает не только прямое действие, но и даёт побочные эффекты. Причём, некоторые присадки сильно влияют друг на друга, вплоть до полного взаимного уничтожения. Так что подходить к этому вопросу надо очень и очень осторожно.

Добавлять – не добавлять

В общем, сами видите какой «компот» представляет собой моторное масло. А потому, стоит ли самостоятельно использовать дополнительные присадки, чтобы улучшить его свойства? …Вопрос на сегодняшний день открытый.

С одной стороны, все современные масла содержат необходимую композицию присадок, грамотно подобранных производителем в процессе разработки для выполнения требований стандартов как по составу, так и по соотношению. И естественно, если добавить в них что-то «от себя» – неизбежно нарушится этот оптимальный баланс. В результате, каким хорошим не был бы компонент сам по себе, он, улучшая какой-либо показатель, способен заметно ухудшить другие свойства масла. Это касается всех присадок, даже якобы нейтральных к моторным маслам, типа противоизносных продуктов, содержащих тефлон.

Правильно подобранное по вязкости и группе эксплуатационных свойств масло не требует никаких дополнительных добавок, – утверждают производители масел.

Но с другой, когда двигатель уже порядком «подустал», и капремонт уже не за горами, а возможности обойтись без машины в данный момент – нет, то почему бы и не продлить ему жизнь с помощью дополнительных присадок.

  • Однако не добавляйте больше 250 мл на 4 л масла, иначе оно потеряет все свои характеристики (!).

А в целом, нет ничего лучше своевременной замены качественного масла, правильной эксплуатации двигателя и проведения необходимых ремонтно-сервисных работ, соответствующих регламенту.

Матриал сайта www.omega.kz